Главная » 2015 » Май » 7 » Эссе 1
19:32
Эссе 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭССЕ

Тема: «Основные понятия и проблемы информационных систем и информационных ресурсов организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы 12710

Дейнарович Егор Дмитриевич

 

Проверил: профессор, доцент, Блам Юрий Шабсович.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новосибирск

 2015 год

 

   Каждый из нас всегда может с уверенностью сказать, что Информация играет  чрезвычайно важную роль в жизни человека. Существует общеизвестное высказывание о том, что человек владеющий информацией владеет и всем миром. И если вдуматься в это выражение и  поэтапно осмыслить все преимущества, то, безусловно, не возникнет никаких сомнений на этот счет. Для начала следует разобраться, а что же значит термин «информация» и почему он оказывает такое невероятное влияние на человечество.

   Можно заметить, что не существует одного, идеального определения, потому что этот термин способен включать себя массу подпунктов, в зависимости от того, какая сфера деятельности нас интересует, но все же, чтобы двигаться дальше, раскрываю сущность данной темы, предлагаю ознакомиться со следующим определением:

  Информация - это любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками, а также вся совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые могут быть восприняты живыми организмами, электронными машинами и другими информационными системами.

   Если рассматривать информационные технологии, применяемые в организации, то необходимо раскрыть сущность этого объединения.

   Организация – это целевое объединение ресурсов, предназначенное для удовлетворения каких-либо потребностей общества. Организация действует под воздействием изменяющихся внешних факторов, таких как экономическое состояние отрасли, рынка к которой относится организация, технические и другие инновации, социальные ценности общества, поведение заинтересованных групп  (конкуренты, потребители, поставщики), политика государства и т.д.

   Стоит обратить внимание, что важную роль играет именно эффективное управление организацией, для того, чтобы она была устойчивой к изменениям внешней среды.

Если рассматривать информацию в организации, то она позволяет:

  • определять стратегические, тактические и оперативные цели и задачи организации;
  • осуществлять непосредственный контроль за текущим состоянием организации, её подразделений и процессов в них;
  • принимать обоснованные и своевременные управленческие решения;
  • координировать действия подразделений в достижении целей.

   Так как существуют различные особенности и уровни в организации, существуют различные виды информационных систем. Никакая единственная система не может полностью обеспечивать потребности организации во всей информации. Существует 4 вида информационных систем, лежащих в основе организации: стратегический, управленческий, знания и эксплуатационный, которые в свою очередь  разделены на функциональные области. Системы создаются, для того, чтобы обслужить различные организационные интересы. Далее рассмотрим каждую систему по отдельности:

 

   Системы эксплуатационного уровня поддерживают управляющих операциями, следят за элементарными действиями организации типа продажи, платежей, обналичивают депозиты, платежную ведомость, кредитуют решения и поток материалов на фабрике. Основная цель систем на этом уровне состоит в том, чтобы ответить на обычные вопросы и проводить потоки транзакций через организацию. Чтобы отвечать на эти виды вопросов, информация должна быть легко доступна, оперативна и точна.

   Системы уровня знания поддерживают работников знания и обработчиков данных в организации. Цель систем уровня знания состоит в том, чтобы помочь деловой фирме интегрировать новое знание в бизнес и помогать организации управлять потоком документов. Системы уровня

   Системы уровня управления разработаны, чтобы обслуживать контроль, управление, принятие решений и административные действия средних менеджеров. Они определяют, хорошо ли работают объекты, и периодически извещают об этом. Например, система управления перемещениями сообщает о перемещении общего количества товара, равномерности работы торгового отдела и отдела, финансирующего затраты для служащих во всех разделах компании, отмечая, где фактические издержки превышают бюджеты.

Некоторые системы уровня управления поддерживают необычное принятие решений. Они имеют тенденцию сосредоточиться на менее структурных решениях, для которых информационные требования не всегда ясны. Эти системы часто отвечают на вопросы: "что, если?". Что произойдет с производственным календарным планом, если мы должны удвоить продажу в декабре? Что случилось бы с нашим дивидендом, если оплата будет отсрочена на шесть месяцев? Ответы на эти вопросы часто требуют новых данных вне организации или данных изнутри, которые не могут быть получены от существующих систем с эксплуатационным уровнем.

   Системы стратегического уровня - это инструмент помощи руководителям высшего уровня, которые подготавливают стратегические исследования и длительные тренды в фирме и в деловом окружении. Их основное назначение - приводить в соответствие изменения в условиях эксплуатации с существующей организационной возможностью. Каков будет уровень занятости через пять лет? Каковы длительные промышленные финансовые тренды и где наши подъемы и спады? Какие изделия мы должны производить через пять лет?

  Ниже  представлены виды информационных систем, которые лежат в основе управления организацией.

 

  
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Типы информационных систем.

Чтобы ускорить работу организации, можно применить технические средства. Но оборудование и программные средства для информационной системы предприятия — это всего лишь набор инструментов. Только полное представление о том как, и какие задачи будут решаться с использованием этих инструментов, может дать положительные результаты при внедрении информационной системы.

Существует три уровня управления в управляющей части объекта: высший, средний и низший. Каждый из них характеризуется собственным набором функций, уровнем компетенции и нуждается в соответствующей информации. На высшем уровне управления реализуется стратегическое управление, определяется миссия организации, цели управления, долгосрочные планы, стратегия их реализации и т.п. Средний уровень управления – уровень тактического управления. Здесь составляются тактические планы, осуществляется контроль их выполнения, отслеживаются ресурсы и т.п. На низшем уровне управления осуществляется оперативное управление, реализуются объёмно-календарные планы, осуществляется оперативный контроль и учёт и т.п.

Наряду с явными преимуществами существования информационных систем в организации, есть и недостатки. Нельзя забывать о наличии ежедневного потока информации, который может быть неполным, поэтому  организации необходимо решать, делать ли  упор на регулирование процесса поступления информации или довольствоваться тем, что уже есть. Важно иметь ввиду, что отсутствие информации вызывает информационную потребность – осознанное понимание различия между индивидуальным знанием о предмете и знанием, накопленным обществом. Для того чтобы организация обладала достаточным объемом информации, работники должны уметь работать с ней, знать, как ее правильно получить и в последствии использовать, применяя компьютерные технологии.

Чтобы наглядно убедиться, что же из себя представляют информационные системы, рассмотрим на конкретных примерах действующих предприятий.

 

Информационная система 1С:ИТС

 

(http://its.1c.ru/db/aboutits#content:751:hdoc@5271d47) 

   Уникальность состоит в том, что авторами всех включенных материалов являются разработчики программ "1С: Предприятие", аудиторы и методисты фирмы "1С".

    Методисты фирмы "1С" ежедневно отслеживают изменения законодательства и разрабатывают методики учета той или иной хозяйственной операции, учета налогов, заполнения деклараций и так далее. Затем программисты на основании этих методик вносят изменения в программы, а методисты пишут материалы для ИС 1С:ИТС. Таким образом, все хозяйственные ситуации, материалы по налогам и отчетности рассматриваются с двух точек зрения: с позиции законодательства и с позиции применения законодательства в программах 1С с учетом методологии, заложенной в эти программы.

   Информационная система 1С: ИТС предназначена для руководителей, кадровиков, экономистов, бухгалтеров, бухгалтеров-расчетчиков и IT-специалистов.

   Разделы информационной системы 1С: ИТС (http://its.1c.ru/db/aboutits#content:3:hdoc)

Ø  Новости;

Ø  Бухгалтерский учет;

Ø  Кадры и оплата труда;

Ø  Юридическая поддержка и многое другое.

Информационная система Baan

(http://iteranet.ru/it-novosti/2013/12/05/obzor-erp-sistemy-baan/)

   Комплекс систем по управлению ресурсами предприятия BAAN является разработкой одноименной компании, располагающейся в Нидерландах. Данное решение предназначено для автоматизации бизнес-процессов в компаниях, работающих с высокотехнологичным производством, а также со сложной системой логистики.

   Данная система состоит из функциональных модулей, каждый из которых может работать автономно. Система BAAN охватывает все деловые и производственные процессы, включая в себя управление производством, контроль за технологическим процессом, финансовый учет, управление системой логистики, включающей в себя операции по снабжению, сбыту, а также складированию. Также система включает в себя модули «Управление деятельностью предприятия», а также специализированные подсистемы «BAAN Транспорт» и «BAAN Сервис», предназначенные соответственно для компаний, занимающихся транспортировкой и логистикой, а также для предприятий из сферы услуг.

   Функциональные модули системы BAAN:

Ø  Модуль «BAAN Производство» (обеспечивает управление всеми производственными процессами, а также организует сам производственный процесс);

Ø  Подсистема «BAAN Процесс» (управляет бизнес-процессами начиная с этапа исследования и разработки и заканчивая транспортировкой и сбытом готовой продукции.) ;

Ø  Подсистема «BAAN — Сбыт, Снабжение, Склады» (Организовывает управление закупками материалов и сырья, транспортировку, хранение и учет материалов на складе как по отдельным партиям, так и совокупно.);

Ø  «BAAN Проект» (производится создание коммерческих предложений клиентами, а также возможна подготовка проектов для участия в различных тендерах и грантах.);

Ø  «BAAN Администратор деятельности предприятия» (позволяет вести контроль и учет по всем сферам деятельности предприятия, просматривать подробные отчеты по всем операциям);

Ø  Специализированная подсистема «BAAN Транспорт» (является решением по управлению бизнес-процессами на предприятиях, занимающихся логистикой, транспортировкой и материально-техническим обеспечением.);

Ø  модуль «BAAN Сервис» (позволяет работает со всеми видами услуг.).

Теперь мы подобрались к еще одной немаловажной теме, которая касается информационных ресурсов на предприятии.

Информационный ресурс -  это особый вид ресурса, основанного на идеях и знаниях, накопленных в результате научно-технической деятельности людей и представленный в форме, пригодной для сбора, реализации и воспроизведения.

Как и любым ресурсом, информационными ресурсами можно управлять Хотя еще разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирование потребности в них, однако на р уровне организации можно и нужно изучать информационные потребности, планировать и управлять информационными ресурсами.

Управление информационными ресурсами означает:

Ø  оценку информационных потребностей на каждом уровне и в пределах каждой функции управления;

Ø  изучение документооборота организации, его рационализацию, стандартизацию типов и форм документов, типизацию информации и данных;

Ø  решение проблемы несовместимости типов данных;

Ø  создание системы управления данными.

   Информационные ресурсы существовали всегда, но эти ресурсы из-за своей специфичности не рассматривались как экономическая категория, несмотря на то, что информация всегда использовалась людьми для управления. Когда в результате развития общества, усложнения технологий объем информации становился настолько большим, что его нельзя было переработать для управления, человечество находило какое-либо решение. Появление иерархии управления, создание вычислительных машин с этой точки зрения позволило преодолеть трудности в переработке огромных объемов информации для управления.

По источнику приобретения они являются либо внешними по отношению к нему, либо внутренними.

Информация внутренней среды, как правило, точная, полно отражает финансово-хозяйственное состояние. Ее обработка часто может осуществляться с помощью стандартных формализованных процедур. Это плановые, бухгалтерские, аналитические, статистические, маркетинговые, логистические, проектно-конструкторские и технологические.

Собственные информационные ресурсы могут быть либо структурированными, и тогда они подлежат арифметической, логической и другой обработке программными средствами, либо нет.

Структурируемые информационные ресурсы – это базы данных, хранилища данных.

Внешняя среда – экономические и политические субъекты, действующие за пределами предприятия, и отношения с ними. Это экономические, социальные, технологические, политические и другие отношения предприятия с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами, государственными органами и т.п.

Внешние информационные ресурсы могут быть как платными (приобретаемыми), так и предоставляемыми сторонними организациями в соответствии с договоренностями или обязательствами. Как те, так и другие могут иметь как бумажную форму представления, так и передаваться по каналам связи.

Характерно, что информация из внешней среды часто приблизительна, неточна, неполна, противоречива, имеет вероятностный характер. В таком случае она требует нестандартных процедур обработки.

 Большое количество информации приходит к организации из сети интернет. Это объясняется тем, что web-порталы позволяют осуществлять поиск информации, а также публиковать документы независимо от их месторасположения или формата.

Информационные ресурсы, доставленные на основе информационных сетей, которые условно делятся на:

  • Глобальные (взаимодействие между абонентами за тысячи километров);
  • Национальные (взаимодействие между абонентами, находящимися в одном государстве);
  • Региональные;
  • Локальные ( для доставки собственных информационных ресурсов).

Подводя итог, можно сделать вывод, что для успешной деятельности организации необходимо эффективное взаимодействие ее уровней и отделов, а также правильное пользование и управление полученной  информации.

Безусловно возникает проблема качества и необходимости информации, которую должны решать сотрудники, рационально используя имеющиеся информационные ресурсы. Эффективная работа с информацией является ключевым фактором успеха организации, поэтому следует  достойно отнестись к этому аспекту.

 

 

Список используемой литературы.

 

1.      http://forexaw.com/TERMs/Services/Media/l1025_%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_Information_%D1%8D%D1%82%D0%BE

2.http://m60195.narod.ru/informatsionnii_kontur_predpriyatiya_i_ego_informatsionnaya_sistema/

3.http://dudikhin.narod.ru/bak/bachelor3.htm

4.http://uchebnikionline.com/informatika/mitni_informatsiyni_tehnologiyi_-_pashko_pv/informatsiyni_resursi_organizatsiyi.htm

5.http://its.1c.ru/

6.http://iteranet.ru/it-novosti/

 

Просмотров: 349 | Добавил: Егор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Приветствую Вас, Гость!
Воскресенье, 24.11.2024